Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Изделия немецких, датских и польских мастеров XVII-XVIII вв.  

Футляр для игры в шахматы и триктрак. Кенигсберг. Мастерская Г. Шрайбера. Начало XVII в.
Футляр для игры в шахматы и триктрак. Кенигсберг. Мастерская Г. Шрайбера. Начало XVII в.

Главным центром обработки янтаря в XVI - середине XVIII века был Кенигсберг, с которым связано творчество таких выдающихся мастеров, как Георг Шрайбер и Якоб Хайзе. Один предмет из коллекции Янтарной комнаты можно приписать кенигсбергской школе. Это футляр с костяными фишками первоначально предназначавшийся, вероятно, для дипломатического подарка австрийскому двору: на крышке под прозрачным медальоном выгравировано белое резное изображение двуглавого австрийского орла. Роскошная отделка футляра выполнена с большой изобретательностью, с использованием различных приемов обработки материала. Особенно интересны гравированные прозрачные янтарные медальоны, наложенные на фольгу с черненым узором, и белые рельефные композиции из мастики, имитирующие резьбу по кости.

Большую часть поверхности футляра занимают два игральных поля: снаружи - с рисунком шахматной доски из 64 клеток, внутри - с изображением острых ромбов для очень распространенной игры в нарды, пришедшей с Востока и получившей в Европе название "триктрак", а в России – "тавлеи". Назначение футляра подчеркивается и тематикой его отделки, которая отражает характер игры-поединка: восемь медальонов с неповторяющимися композициями посвящены одной теме: битве двух мифических существ, чаще всего, коня с грифоном или с драконом. Использование в отделке футляра резных рельефных украшений из белой массы под пластинами прозрачного янтаря характерно для изделий кенигсбергских мастеров. Красота, тонкость исполнения ставят футляр в один ряд с лучшими произведениями мастеров янтарных дел Кенигсберга первой половины XVII века и позволяют считать его изделием мастерской крупнейшего художника того времени Георга Шрайбера, который прославился и как "мастер королевских шахмат", и как автор знаменитых бескаркасных двух- и трехъярусных ларцов. До настоящего времени футляр не реставрировался, но, возможно, в будущем, в процессе реставрационных работ, наше предположение получит еще одно подтверждение.

Ларец двухъярусный. Гданьск. Мастерская Редлина. Конец XVII в.
Ларец двухъярусный. Гданьск. Мастерская Редлина. Конец XVII в.

Ларец. Гданьск. Г.Турау. 1705 г. Вывезен из дворца Радзивиллов в 1819 г.
Ларец. Гданьск. Г.Турау. 1705 г. Вывезен из дворца Радзивиллов в 1819 г.

Искусство обработки янтаря развивалось в XVII веке, помимо Кенигсберга, и в других центрах, расположенных вдоль побережья Балтийского моря. Самым крупным из них был Гданьск, который в конце XVII века выдвинулся на первое место и продолжал сохранять пальму первенства в XVIII веке. Этот город дал прекрасных мастеров, наиболее известные из них - Михель Редлин и Кристоф Маухер. Наконец, именно гданьскими мастерами Готтфридом Турау и Эрнстом Шахтом в 1707 - 1711 годах был изготовлен Янтарный кабинет. Если янтарные изделия кенигсбергских мастеров, при всех своих достоинствах и блеске, подчас имитируют другие материалы, чаще всего металл, то в Гданьске, напротив, старались показать индивидуальные, неповторимые свойства янтаря, стремясь при обработке выявить рисунок камня, его пластичность, красоту многоцветных оттенков. Применялись различные приемы: контрастное сочетание цвета, построение геометрических композиций из кусочков прозрачного и непрозрачного янтаря, размещение на одной плоскости пластин разной высоты, гравировка прозрачных деталей с подкладкой цветной фольги. Это особенно хорошо можно видеть в таких изделиях, как янтарные шкатулки и ларцы, которые находятся и в коллекции Екатерининского дворца.
Шкатулка. Гданьск. Первая половина XVIII в.
Шкатулка. Гданьск. Первая половина XVIII в.

К сожалению, на произведениях гданьских мастеров редко встречаются подписи, поэтому атрибутировать их позволяют только аналогии в рисунках и характерные черты, присущие работам, выполненным именно в Гданьске. Идентификация изделий из Гданьска в ряде случаев становится возможной также благодаря наброскам и описаниям вещей, сделанным Михелем Редлиным. Двухъярусный бескаркасный ларец из собрания Царского Села не имеет подписи, но сопоставление его с другими подобными вещами и сравнительное исследование стилистических приемов дает основание связать это произведение с именем Михеля Редлина - крупнейшего гданьского мастера, создававшего изделия в духе маньеризма. Ларец, состоящий из двух прозрачных шкатулок, поставленных одна на другую, замечателен не только цельностью художественного образа, красотой отделки каждой детали, но и точным математическим расчетом конструкции. Крупная вещь сделана по законам архитектуры и не имеет дополнительных опор, благодаря чему как бы парит в воздухе. Первоначально, судя по описи, в царскосельской коллекции было несколько двухъярусных ларцов. Те же приемы бескаркасного построения мы можем видеть в ряде других изделий гданьской школы XVII века, таких, как ларец, увенчанный фигурой лежащей Дионы из собрания Царского Села.


Деревянная основа для ларца, на котором в 1983 г. была обнаружена подпись Г.Турау
Деревянная основа для ларца, на котором в 1983 г. была обнаружена подпись Г.Турау

Ларец. Гданьск. Вторая половина XVII в.
Ларец. Гданьск. Вторая половина XVII в.

Завершение крышки ларца, который был приобретен Николаем II в 1912 г. Копенгаген (?), Л.Шпенглер (?). Середина XVIII в. Крест и держава - современная доделка
Завершение крышки ларца, который был приобретен Николаем II в 1912 г. Копенгаген (?), Л.Шпенглер (?). Середина XVIII в. Крест и держава - современная доделка

В коллекции есть и более поздние каркасные изделия, конца XVII - начала XVIII века, исполненные в стиле барокко. Среди них выделяется футляр для маникюрных принадлежностей - несессер с высокой подушечкой для иголок, и комплект для игры во флирт: шкатулка, внутри которой в четырех отделениях помещаются маленькие прозрачные коробочки с фишками. На крышке шкатулки - выпуклый медальон с просвечивающим сквозь него изображением средневекового города, возможно, Гданьска, выгравированным на нижней стороне медальона. Особое место в ряду изделий того времени занимает большой ларец на деревянном каркасе с прорезными овальными окнами, в которые вставлены прозрачные медальоны с композициями в стиле барокко - гравированными и рельефными. Барочные мотивы присутствуют и в резной отделке цоколя, и в чешуйчатых накладках на ребрах.

Ларец считался работой неизвестного гданьского мастера начала XVIII века круга Кристофа Маухера. Во время реставрации в 1983 году на деревянном дне, под бумажной обклейкой, была обнаружена авторская подпись мастера Готфрида Турау и дата - 1705 год, что, с одной стороны, подтвердило правильность прежней атрибуции, так как Турау вышел из мастерской Маухера, а с другой - явилось событием редчайшей важности, ибо впервые была обнаружена подпись одного из создателей Янтарной комнаты. Помимо крупных изделий, гданьские мастера выпускали большое количество безделушек: коробочек для сластей, табакерок, пудрениц, распространенных в быту XVIII века. Пять маленьких коробочек имеется и в собрании Екатерининского дворца, все они круглые, с крышками, украшенными рельефными композициями на мифологические или пасторальные сюжеты. Среди изделий гданьских мастеров в коллекции присутствуют вещи, исполненные в первой половине XVIII века, в последний период расцвета искусства обработки янтаря. Это простые по форме шкатулки для хранения драгоценностей - в виде сундучков с выпуклыми откидными крышками и гладкими деревянными стенками, сплошь покрытыми янтарной мозаикой.

Шкатулка-футляр для игры во флирт. Гданьск. Конец XVII – начало XVIII в.
Шкатулка-футляр для игры во флирт. Гданьск. Конец XVII – начало XVIII в.

Наряду с изделиями из Кенигсберга и Гданьска, в Екатерининском дворце представлены работы и других, менее знаменитых, янтарных мастерских. Самые примечательные среди этих вещей - выполненные из цельного куска янтаря настольные украшения в виде раковин, в центре каждой из которых располагались горельефные композиции на мифологический сюжет. Подобные вещи приписываются мастеру из Касселя Иоганну Каспару Лабхарду.

Фишки игральные (три). Гданьск. Конец XVII – начало XVIII в.
Фишки игральные (три). Гданьск. Конец XVII – начало XVIII в.

Значительными самостоятельными центрами обработки янтаря в XVIII веке были янтарные мастерские при скандинавских дворах - датском и шведском. Изделия этих школ в российских собраниях почти не встречаются. Можно только предположить, что одна из вещей царскосельской коллекции - большой прямоугольный ларец - была связана с именем Лоренца Шпенглера, придворного мастера королей Дании. Ларец погиб во время Второй мировой войны, единственной уцелевшей от него деталью является резная янтарная корона на такой же подушке, венчавшая приподнятую крышку ларца. Эта корона имеет большое сходство с коронами великолепной янтарной люстры, исполненной Шпенглером в середине XVIII века по рисунку Маркуса Тушера для королевского замка Розенборг. Весьма вероятно, что Лоренц Шпенглер является автором ларца из Янтарной комнаты, и исследователям предстоит узнать, как изделие датского придворного мастера могло попасть в частные руки.

>>


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck